Ребрендинг. Отражаем в учете

Ребрендинг. Отражаем в учете

.

Затраты на ребрендинг учитывают в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Будут ли они нормироваться, зависит от их вида.

Нередко фирмы, чтобы увеличить конкурентоспособность своей продукции, проводят смену имиджа, или ребрендинг, как его принято называть. Этот процесс не происходит в один момент. Нужно не только поменять товарный знак, но и зарегистрировать его. Кроме того, необходимо изменить оформление представительской продукции, офисов, вывесок, сделать униформу для торгового персонала с учетом нового цветового решения, довести до потребителя информацию о смене бренда. В этой статье мы рассмотрим вопросы налогового и бухгалтерского учета, а также документального оформления расходов на ребрендинг.

Нюансы налогового учета

Ребрендинг по своей сути является действием, направленным на увеличение прибыли. Ведь изменение внешнего облика и имиджа должно повлечь рост интереса к компании, ее продуктам, работам, услугам со стороны потребителей. Что, в свою очередь, приведет к увеличению спроса и, как следствие, доходов.

Специалисты Минфина России отметили, что затраты на ребрендинг при условии их документального подтверждения учитывают в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль*(1). Конкретные сопутствующие ребрендингу виды затрат включаются в состав расходов в соответствии с определенными статьями Налогового кодекса. Бренд направлен на индивидуализацию компании и ее продукции, то есть фактически он является разновидностью рекламы*(2). Поэтому некоторые расходы, связанные с его созданием, поддержанием и сменой, нужно относить в состав рекламных*(3). Напомним, что расходы на рекламу делятся на две группы — нормируемые и ненормируемые. К какой из них будут отнесены траты на ребрендинг, зависит от их вида. Так, если фирма объявляет потребителям о смене бренда через СМИ, меняет наружные стенды и щиты, переоформляет витрины и демонстрационные залы в соответствии с новой маркетинговой политикой, она может признать такие расходы в полном объеме*(4).

А вот затраты на разработку и доработку самого бренда можно отнести в расходы только в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, которая рассчитывается в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса*(5). Однако отметим: если в ходе ребрендинга фирма создает новый товарный знак, его учитывают как нематериальный актив. Определение термина «бренд» нормативно не закреплено. При этом понятия «бренд» и «товарный знак» не тождественны, поскольку бренд является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке. А использование понятия «бренд» в договорах, соглашениях и поручениях не влечет за собой обязанности фирмы иметь специальное свидетельство, выдаваемое на товарный знак*(6).

Вопрос включения затрат на смену форменной одежды в состав рекламных является спорным. Все зависит от того, для каких целей она будет использоваться. Минфин России считает, что нанесение логотипов или товарных знаков на одежду, которая используется сотрудниками для собственных нужд компании, не является рекламой*(7). Но если фирма потратилась на униформу для участия в выставке или ярмарке, такие расходы — рекламные*(8).

По нашему мнению, не являются рекламными затраты на переоборудование офиса в соответствии с новым брендом и его цветами. Здесь нет прямой связи изменения цвета стен в офисе с распространением информации о компании и ее товарах неопределенному кругу лиц.

Пример
На разработку нового бренда компания потратила в III квартале 120 000 руб. (без НДС). В I и II кварталах у фирмы не было нормируемых расходов на рекламу. При этом выручка фирмы за 9 месяцев составила 6 500 000 руб. (без НДС).

Норматив признания расходов на рекламу в целях расчета налога на прибыль составил:
6 500 000 руб. х 1% = 65 000 руб.

Это означает, что в базу для расчета налога на прибыль можно принять всего 65 000 руб. Но в бухгалтерском учете расходы будут приняты в полном объеме, что приведет к возникновению вычитаемой временной разницы и отложенного налогового актива (ОНА).

Размер ОНА за 9 месяцев составит:

(120 000 — 65 000) руб. х 20% = 11 000 руб.
Бухгалтер сделает следующую запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
— 11 000 руб. — начислен ОНА.

Однако по результатам налогового периода сумма расходов на ребрендинг может быть полностью учтена в расходах по налогу на прибыль, ОНА тогда будет погашен проводкой:
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09.

Отметим, что в целях расчета налога на прибыль «входной» НДС по нормируемым рекламным расходам подлежит вычету в размере, соответствующем этим нормам*(9). Следует учитывать, что налоговым периодом по НДС является квартал, а по налогу на прибыль — год. Причем показатели доходов и расходов, а следовательно, и норматив определяются в течение года нарастающим итогом*(10). В такой ситуации в течение года норматив по рекламным расходам будет увеличиваться и все большая сумма рекламных затрат уложится в него. В общем случае глава 21 Налогового кодекса не запрещает фирмам делать вычеты «входного» НДС в более поздние налоговые периоды. Специалисты Минфина России также считают, что такой вычет можно получить в последующих кварталах, когда расходы перестали быть сверхнормативными*(11).

Что касается принятия к вычету НДС в пределах норм по рекламным расходам, то такая позиция является спорной. ВАС РФ считает, что пункт 7 статьи 171 Налогового кодекса применяется только к командировочным и представительским расходам*(12). Поэтому свою позицию фирме, возможно, придется отстаивать в суде.

Примечание. Затраты на разработку и доработку бренда можно отнести в расходы только в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, рассчитанной по статье 249 Налогового кодекса. Если в ходе ребрендинга создан новый товарный знак, его учитывают как НМА.

Пример
Фирма в I квартале понесла затраты на смену бренда — 236 000 руб. (в т.ч. НДС — 36 000 руб.). Они нормируются и приняты в налоговых расходах в пределах 1% суммы выручки.

По итогам I квартала компания с затрат на смену бренда смогла учесть в расходах, учитываемых для расчета налога на прибыль, лишь 100 000 руб., что составило 50% от суммы всех рекламных затрат. Поэтому она сможет заявить вычет по НДС в сумме:

36 000 руб. х 50% = 18 000 руб.
По итогам 1-го полугодия выручка увеличилась, фирма может учесть в налоговых расходах еще 50 000 руб. и дополнительно заявить вычет по НДС во II квартале на сумму:
50 000 руб. х 18% = 9000 руб.

А что в бухучете?

В бухучете затраты на ребрендинг признаются коммерческими расходами по обычным видам деятельности*(13). Их отражают на счетах 20, 26, 44*(14). Они не нормируются и могут включаться в расходы полностью в том отчетном периоде, к которому относятся, если это предусмотрено учетной политикой фирмы*(15).

Документальное оформление

К документам, подтверждающим расходы на ребрендинг, могут быть отнесены:
— договор на оказание услуг по разработке, смене бренда;
— акт об оказании услуг;
— акт приемки-передачи выполненных работ;
— требование-накладная по форме N М-11*(16);
— накладная на передачу товаров (или других материальных ценностей) для использования в рекламных целях.

Подтвердить расходы помогут также служебные записки и отчеты, в которых указано на необходимость заключения договора.

Для экономического обоснования и документального подтверждения смены бренда фирме нелишним будет утвердить маркетинговую политику и оформить организационно-распорядительные документы (например, приказы директора) на проведение ребрендинга.

Д. Климов,
генеральный директор аудиторской компании «Истина»

Экспертиза статьи:
И. Нечитайло,
начальник отдела налогового консультирования компании UHY «Янс-Аудит»

Примечание. Рекламные расходы на ребрендинг

Кирилл Завьялов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Бренд является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке (пост. ФАС МО от 18.08.2009 N КА-А40/6957-09, от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09), поэтому расходы на его разработку (доработку и т.п.) учитываются в целях расчета налога на прибыль как рекламные (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), но с учетом ограничений (абз. 5 ст. 264 НК РФ).

Изменение стиля оформления наружных стендов и рекламных щитов, витрин и демонстрационных залов непосредственно связано с привлечением внимания потенциальных покупателей к реализуемой продукции и (или) компании-продавцу. Поэтому, на наш взгляд, такие расходы также признаются как расходы на рекламу (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но уже в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Фирменная одежда в случае нанесения на нее товарного знака или логотипа компании к затратам на рекламу, поименованным в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, не относится. Значит, величина признаваемых расходов на ее приобретение ограничена одним процентом выручки от реализации.

«Актуальная бухгалтерия», N 7, июнь 2011 г.

*(1) письмо Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/47
*(2) пп. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
*(3) подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(4) п. 4 ст. 264 НК РФ
*(5) абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ
*(6) пост. ФАС МО от 18.08.2009 N КА-А40/6957-09, от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09
*(7) письмо Минфина России от 24.08.2005 N 03-03-04/2/51
*(8) пост. ФАС ВВО от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152
*(9) п. 7 ст. 171 НК РФ
*(10) ст. 285 НК РФ
*(11) письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285
*(12) пост. Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10 по делу N А75-5296/2009
*(13) пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
*(14) Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*(15) пп. 9, 20 ПБУ 10/99
*(16) утв. пост. Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а