Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-775-56-05
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Чего ждать бизнесу от закона «О полиции»?
Чего ждать бизнесу от закона «О полиции»?
С 1 марта 2011 года вступил в силу закон "О полиции"*(1). Как данный документ повлияет на взаимоотношения бизнеса и представителей полиции?

Закон предусматривает, что в ходе реформирования органов внутренних дел милиция сменит название на полицию, избавится от многочисленных избыточных функций, а число сотрудников до 1 января 2012 года будет сокращено на 20 процентов.

Мы с вами, уважаемые читатели, независимо от нашего положения в обществе тоже являемся представителями общественности. А посему постараемся для начала внимательно разобраться в положениях и новеллах принятого закона, касающихся коммерческих организаций.

Планы, реалии...

Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основными его целями являются:

— четкое определение обязанностей и прав полиции, а также правового статуса сотрудника полиции;
— обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности этой деятельности;
— усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции;
— освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.

Любая из заявленных разработчиками целей при ее реализации на практике, несомненно, пойдет на пользу не только гражданам, но и организациям. То есть, по сути, бизнес должен также оказаться в более защищенном положении. Но так ли это оказалось в итоге?

Согласно статье 13 закона полицейские вправе по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Однако в документе ничего не сказано о том, в каком порядке представители полиции будут принимать участие в налоговых проверках. В то время как законом "О милиции"*(2) было установлено, что сотрудники милиции вправе участвовать в налоговых проверках в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

При этом Налоговый кодекс*(3) определяет полномочия органов внутренних дел в рамках налоговых проверок, ответственность за убытки, причиненные организациям в рамках проверок, а также за действия или бездействие должностных лиц и иных сотрудников органов внутренних дел.

Сразу напрашивается вопрос: какое ведомство будет устанавливать порядок участия полицейских в налоговых проверках, а также их права, обязанности и ответственность за действия в рамках совместных проверок с налоговыми органами?

Полиция вправе получать в целях предупреждения совершения и раскрытия налоговых преступлений информацию, составляющую налоговую тайну. Какой смысл вкладывается в слово «предупреждение», пока сказать сложно. В принципе для целей предупреждения налоговых преступлений полиция может затребовать информацию, составляющую налоговую тайну, о любом юридическом лице.

Новый закон позволяет представителям органов внутренних дел беспрепятственно только при предъявлении служебного удостоверения посещать организации и знакомиться с документами и материалами, в том числе персональными данными граждан. При этом такими правами полиция наделяется не только в рамках проводимых расследований, но и при проверке сообщений и заявлений о преступлениях и административных правонарушениях, о происшествиях.

Полицейским предоставлено право проводить изъятие документов, предметов, материалов в рамках оперативно-разыскной деятельности. При этом в законе совершенно не регулируется перечень документов и предметов, на которые распространяется изъятие. А значит, не совсем понятно: полицейские вправе изымать только те вещи, которые имеют непосредственное отношение к расследуемому делу, или любые предметы и документы?

...и перспективы

Таким образом, на основе анализа текста закона можно сказать, что бизнес по-прежнему не в достаточной мере защищен от неправомерных действий полиции. Есть довольно серьезные опасения, что полиция не будет в полной мере контролироваться обществом. В законе ограничен доступ полиции к выпискам по банковским операциям и счетам юридических лиц. Это значит, что запрашивать такие справки полиции можно будет только при выявлении и пресечении налоговых преступлений. В более ранней версии закона это можно было делать и для их предупреждения. Хотя во время обсуждения закона в Госдуме у депутатов были предложения, чтобы такие выписки могли выдаваться полиции только в рамках уже заведенного уголовного дела.

Новый закон с прописанными в нем правами полиции позволит в какой-то мере защитить бизнес от полицейского произвола. Но говорить о том, что закон «О полиции» намного совершеннее защищает бизнес, чем действующий на момент публикации статьи закон «О милиции», нельзя. Допускаем, что в некоторых случаях, пока полиция будет формировать правоприменительную практику по этому закону, бизнес будет даже более уязвимым, чем сейчас, когда подавляющее большинство коммерческих организаций знает права и обязанности милиции и хоть как-то научилось с этим жить и вести свой бизнес. Также в новом, как и в действующем законе, процедура изъятия документов прописана довольно нечетко, и многие ее положения могут трактоваться по-разному. А такие размытые нормы, как все мы уже знаем из практики, являются предпосылками к злоупотреблениям и могут позволить полиции выступать на стороне рейдеров.

Кроме того, не стоит забывать, что основным инструментом в руках милиционеров в настоящий момент является закон "Об ОРД"*(4), а он пока не изменен. Представляется, что бизнес-сообщество в рамках общественного контроля применения закона «О полиции» должно выйти с инициативами изменения закона «Об ОРД» и привести его в соответствие с проводимыми реформами.

В одной небольшой статье, конечно же, невозможно провести полный анализ принятого закона. А уж тем более еще сложнее спрогнозировать его правоприменение. Бизнес-сообществу же, дабы чувствовать себя наиболее спокойно и в новых условиях, рекомендуется в первую очередь знать новый закон. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Ну а правоприменительная практика покажет все слабые стороны этого нормативного акта. Дальше останется лишь скорректировать наиболее противоречивые или коррупционные его положения.

В. Артемьев,
директор Департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем»

«Актуальная бухгалтерия», N 3, март 2011 г.

*(1) Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
*(2) Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-I
*(3) ст. 36, 37 НК РФ
*(4) Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ