Гарант-Сервис

Звоните нам:
8-800-775-56-05
Получите полный доступ бесплатно на 3 дня
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
«Актуальные вопросы государственных закупок в Тюменской области. Перспективы развития»

27 июля 2012года в 10 часов утра, в здании Управления государственных закупок Тюменской области, состоялось интернет-интервью на тему:

«Актуальные вопросы государственных закупок в Тюменской области. Перспективы развития».

На вопросы интернет — аудитории ответил начальник управления государственных закупок Тюменской области Панков Сергей Николаевич.

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Доброе утро, уважаемая интернет- аудитория!

Мы начинаем наше интернет – интервью.

Разрешите представить нашего гостя — Панков Сергей Николаевич, — начальник управления государственных закупок Тюменской области.

При анонсировании Интернет — интервью, нам поступил ряд вопросов, на которые нам сегодня ответит Сергей Николаевич.

Ведущий: Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о вашем управлении, когда и почему оно было создано и какие функции выполняет?

Сергей Николаевич: Добрый день! Вопросы размещения государственного заказа стали актуальны для Тюменской области еще за долго до того, как был принят действующий закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, вступивший в силу с 1 января 2006 года.

В 2005 году Губернатором области было принято решение о создании в структуре органов исполнительной власти Тюменской области самостоятельного подразделения, которое будет заниматься размещением заказа для всех государственных заказчиков области. Таким подразделением стало Управление государственных закупок в структуре департамента экономики Тюменской области. С момента введения в действие закона о размещении заказов № 94 -ФЗ, управление становится самостоятельной структурой Правительства ТО.

Это единый уполномоченный орган, призванный заниматься размещением заказа для всех государственных заказчиков области, всех бюджетополучателей в соответствии с законом о бюджете.

Всего мы размещаем заказ для 240 государственных заказчиков. Это исключительно все областные органы государственной власти и их подведомственные бюджетные учреждения, казенные учреждения, вся сеть медицинских учреждений области.

С момента создания нашего управления сразу встал вопрос об оптимизации работы. Мы поняли, что работа будет сложная и без автоматизации тех процессов, которые нужно провести, мы просто погрязнем в той рутине технических работ, которые были определены законом о размещении заказа. Поэтому, с самого начала принятия закона о размещении заказа, мы стали выбирать будущих поставщиков таких автоматизированных систем. Проанализировали, где и какая программа более эффективно работает. Объявили конкурс на такую систему. В настоящее время, с 2008 года, у нас работает автоматизированный центр контроля АЦК – госзаказ.

Чем занимается эта система, что входит в ее функции?

Во – первых, система автоматизирует процесс размещения государственных закупок.

Во-вторых, система интегрирована с программным комплексом департамента финансов области «АЦК-Финансы», что позволяет полностью автоматизировать процедуры санкционирования расходов и резервирования средств бюджета при размещении заказов. Ни одна закупка не будет размещена, если не пройдет контроль лимитов. Закон требует, чтобы все организуемые закупки товаров, работ и услуг были финансово обеспечены. Если мы проведем размещение заказов, не подкрепленных соответствующим финансированием, то по суду будущий подрядчик, будущий победитель конкурса или аукциона обяжет нас заключить с ним государственный контракт. А как заказчик будет его исполнять, если финансирование на данные виды товаров, работ и услуг в бюджете или во внебюджетных источниках не предусмотрено?

С момента введения приоритета аукционов в электронной форме с 01 января 2011 года, мы начали развивать систему «АЦК – Госзаказ» дальше. В конце первого полугодия 2011 года успешно проведена работа по интеграции системы с Официальным общероссийским сайтом, благодаря которой появилась возможность двустороннего обмена информацией. Все это позволило сформировать единое информационное пространство Тюменской области, которое становится еще более актуальным после начала размещения государственного заказа Тюменской области на Официальном общероссийском сайте, так как уменьшает вероятность ошибок за счет применения политики однократного ввода информации.

Далее, с Официального сайта идет интеграция на электронные торговые площадки. Сегодня пять электронных торговых площадок, на которых мы аккредитованы и имеем возможность размещать государственный заказ. Мы изучили работу всех электронных торговых площадок, неоднократно приглашали представителей площадок в Тюменскую область для участия в проводимых нами многочисленных семинарах для государственных и муниципальных заказчиков, поставщиков. С учетом такого участия и знакомства с потенциалом площадок, мы остановились на наиболее оптимальной для нас. Провели несколько тестовых процедур размещения заказа.

Сегодня мы активно размещаем заказ на Единой электронной торговой площадке. Эта площадка по своим техническим параметрам наиболее подходит к нашей интегрированной системе информационных ресурсов, которая действует на территории области. Вопросов к площадке пока не было, что не скажешь об Официальным сайте. Считаю, что Официальный сайт в полной мере не может (наверно это будет резко сказано, но это позиция не только наша. Это позиция многих регионов) обеспечить свое устойчивое функционирование. В связи с этим, мы не можем реализовать весь свой потенциал по объему размещаемого заказа. Количество размещения заказов в нашей области в разы превышает среднее размещение заказов по округу и в целом по России. Мы выигрываем как по количеству размещаемых заказов, так и по объему финансирования размещения заказов. На сегодняшний день на всех этапах закупок у нас находится более 480 закупочных процедур. Считаю, что это колоссальный труд и хотелось бы поблагодарить за это моих коллег в управлении. Время на это никто не жалеет, несмотря на то, что коллектив молодой и всем хотелось бы себя после работы развлечь. Тем не менее, все квалифицированные специалисты работают очень ответственно и в выходные, и в праздничные дни. К сожалению, не все выдерживают такой ритм работы.

Ведущий: Спасибо за ответ на наш первый вопрос. С какими основными трудностями сталкиваются тюменские заказчики и поставщики?

Сергей Николаевич: Трудности? Я бы не сказал, что сегодня заказчики и поставщики сталкиваются с какими-то трудностями. Более корректно было бы сказать с какими недочетами законодательства, которое сегодня регулирует вопросы размещения заказа, сталкиваются и заказчики, и поставщики.

Эта тема актуальна сегодня на всех уровнях власти. В первом чтении прошел проект федерального закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), о котором поговорим чуть позже. Это закон, который должен прийти на смену 94-ФЗ.

Основная категория вопросов, которая возникает при размещении заказа, это направленность не на качество, а экономию бюджетных средств. Изначально 94 — ФЗ принимался как закон антикоррупционный, призванный обеспечить размещение заказа по унифицированным формам. Открыто, гласно. Чтобы не было никаких нарушений в финансовой дисциплине, основным критерием стала цена.

Уполномоченным контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба. Во главу угла при контроле за размещением заказа, ставится не контроль за процедурами размещения, а защита конкуренции. Вот здесь у нас возникают вопросы по взаимодействию с ФАС при реализации наших полномочий. Не всегда те контрольные мероприятия, которые проводит антимонопольная служба, нас устраивают. Большая часть решений, выносимых контролирующим органом, обжалуется в судебном порядке. И обжалуются положительно. У нас нарабатывается судебная практика, которая в дальнейшем применяется. Но, к сожалению, судебная практика не однозначна на территории всей России. Решение, принятое в Тюменской области, не действует на территории Московского округа. ФАС, как самодостаточный федеральный орган, руководствуется своим виденьем.

Хотелось бы конечно, чтобы те спорные вопросы, которые обсуждаются по жалобам, поступающим при размещении заказов, имели систему при рассмотрении в контролирующих органах. Если была рассмотрена жалоба на определенные действия, желательно, чтобы в дальнейшем шла однотипная процедура размещения заказов в соответствии с тем решением, которое будет принято по этой жалобе. Сегодня в законе нет четких положений по принятию того или иного решения контролирующими органами при рассмотрении жалоб. Это приводит к принятию субъективных решений.

В 94-ФЗ буквально под каждой строчкой скрыта административная ответственность заказчика и уполномоченного органа. Поэтому хотелось бы, чтобы толкование закона при рассмотрении жалоб было четко регламентировано со стороны федеральной антимонопольной службы, чтобы была единообразная практика применения закона. Мы на сегодняшний день имеем на одни и те же факты несколько противоположных решений. Это касается и судебной практики. Вот это основные недочеты законодательства, с которыми нам приходится сталкиваться в работе.

Следующие трудности возникают при размещении заказов по конкретной категории работ. Например, работ, связанных со строительством и капитальным ремонтом. Сегодня стройку или капитальный ремонт мы можем вынести только на электронный аукцион. ФАС выступает за приоритет электронных аукционов в данной сфере. Мы считаем, что строительство и капитальный ремонт — это сложные виды работ. В первую очередь должно быть качество. За счет бюджетных средств строятся социальные объекты, дорожная и транспортная инфраструктура, поэтому, естественно, приоритетом должно быть качество. А при проведении электронного аукциона единственный критерий — это цена. Проблема в том, что многие участники, которые заявляются на проведении электронных аукционов, не имеют необходимого технического потенциала для исполнения контракта, но тем не менее, при демпинговой цене, они являются победителями. Чаще всего, эти фирмы-участники созданы для определенных целей. Они начинают заниматься поиском, нередко вымогательством и шантажом для того, чтобы взять на субподряд те организации, которые реально могли участвовать в этом заказе, но в силу таких демпинговых ситуаций не могли с ними конкурировать.

Ведущий: Почему нельзя поставить изначально нижнюю планку для проведения аукционов данного вида работ?

Сергей Николаевич: Эта проблема как раз сегодня обсуждается в проекте закона «О федеральной контрактной системе». В данном проекте предусмотрено, что если поставщик снизил цену на 25% и ниже от начальной максимальной цены контракта, он должен обосновать, за счет чего он снизил цену. Саморегулируемая организация, в которой находится данный участник размещения заказа, должна дать заключение, сможет ли данный участник исполнить контракт именно за ту цену, которую он предлагает. В случае, если не будет такого подтверждения, и участник не обоснует свою ценовую позицию, заказчик обязан отклонить данную организацию от участия в размещении заказа.

Ведущий: Мы еще вернемся к проекту нового закона «О Федеральной контрактной системе». Мы заговорили об электронных аукционах. Расскажите, что дало введение электронных аукционов?

Сергей Николаевич: Мы с опаской подошли к тому времени, когда обязаны стали размещать электронные аукционы. Большой плюс был в том, что мы за полгода до этого наработали практику проведения электронных аукционов на действующих электронных площадках. Это был наш большой плюс, в том числе отдела информационных систем нашего управления, который провел работу с сайтом и электронными торговыми площадками заблаговременно.

Совместно с муниципальными образованиями, которым мы практически и методически оказываем помощь, наработали опыт в проведении электронных аукционов. Не такими уж они и страшными оказались, эти электронные аукционы. Но вопрос в другом. Мы столкнулись с большим количеством технических проблем при проведении аукционов. С 1 января 2011 года, когда мы стали обязаны проводить электронные аукционы, мы не смогли работать с официальным сайтом. Официальный сайт не мог обработать то количество информации, которое поступало от государственных и муниципальных заказчиков. В течение полугода мы размещали единицы заказов. Конечно, был накал как внутри нашего управления, так и со стороны заказчиков, которые должны были выполнять свои полномочия. Естественно, мы днем и ночью пытались наладить работу и все заявки, которые у нас накопились, были размещены.

Технический сбой при размещении документации, не всегда работает электронная подпись, не всегда участник размещения заказа может во время подать свои предложения о цене контракта во время аукциона, не можем получить квалифицированную техническую помощь со стороны официального сайта по тем или иным проблемам – основные минусы работы Официального сайта и электронных площадок.

Все это приводит к жалобам. Если участник не смог подать предложение в течение 10 минут, аукцион считается законченным. Жалоба идет не в Тюмень, не в наш антимонопольный орган, а в Москву, центральный аппарат ФАС России. Поэтому мы вынуждены по каждой жалобе командировать свих сотрудников на рассмотрение жалобы в Москву. Мы сегодня прописались в Москве. Уже идет не экономия бюджетных средств, за которой следит федеральный закон о размещении госзаказа, а дополнительные расходы. Более того, появилась определенная когорта жалобщиков, которая не объективно обжалует какие – либо действия. Есть такие люди, которые должны что-то обжаловать, не важно что, но обжаловать. Есть такие и у нас.

Сегодня жалобщик не несет никакой ответственности. Проектом закона о федеральной контрактной системе рассматривается мера ответственности за злоупотребление при подаче такой необоснованной жалобы. Более того, это мое личное мнение, контролирующий орган так же должен нести ответственность, если, к примеру, мы в судебном порядке признали их действия незаконными. Это нас убережет от принятия субъективных решений по жалобе. Когда такие прописные истины будут заложены в закон о федеральной контрактной системе, я считаю, намного эффективнее пойдет размещение госзаказа.

Если говорить о плюсах электронного аукциона, то стоит сказать, что это – прозрачность, доступность для будущих участников размещения заказа. Не выходя из офиса участник нажимает на кнопку и дает предложение по цене контракта.

Кроме того, для нас плюс – это полное или частичное отсутствие бумажного документооборота. Это очень удобно потому, что ранее мы работали буквально с тоннами бумаги.

Ведущий: Реформа контрактной системы, реформа системы госзакупок вступила в новую стадию или это продолжение уже продолжающейся реформы? Что Вы думаете по этому поводу?

Сергей Николаевич: Реформа госзаказа идет с момента принятия Федерального закона о размещении заказов. Из тонкой брошюрки 94-ФЗ превратился в большущий «талмут». Принято множество поправок в закон. Сегодня очень сложно ориентироваться по всем принятым поправкам не только нам, но и всем, кто работает с этим законом.

В 2010 году в Послании Федеральному Собранию Президент России высказал мнение, что систему госзакупок необходимо реформировать. Те принципы, которые заложены в сегодняшнем законе о размещении госзаказа, просто декларативны, не исполняются. С этого момента пошла раскрутка Федеральной контрактной системы. Дальше эта тема получила развитие в Послании Президента Федеральному Собранию в 2011 году. Следующий этап реформы по линии Правительства Российской Федерации, где был принят план законопроектных работ и заложена необходимость принятия закона о создании Федеральной контрактной Системы. Именно с этого момента пошел резкий скачок по работе над данным законопроектом.

Некоторые положения, которые вошли в проект Федеральной Контрактной Системы, включая и дополнительные способы размещения заказа, заимствованы из закона об общественных закупках при ООН. Неоднозначно был принят проект закона о ФКС со стороны ФАС России, которая резко критиковала принятие закона, настаивала на дальнейшей доработке 94-ФЗ. Но Позиция Президента и Премьер – Министра была высказана однозначно — нужно работать над проектом нового закона.

Я считаю, что 94-ФЗ свою задачу выполнил. Он дал понять, что любая бюджетная копейка должна расходоваться по строгим правилам и в строгом соответствии с законодательством. Каждый заказчик, наверное, ощутил на себе тот прессинг правоохранительных и контролирующих органов, которые пристально следят за нашей работой. Поэтому те процедуры, которые присутствуют в 94-ФЗ, на мой взгляд, можно сегодня разбюрократить. Это предусматривается в проекте закона о Федеральной контрактной системе. Он более либерален по отношению к заказчику, дает более широкий выбор способов размещения заказа в зависимости от ситуации.

Если конкретно, то проект закона предлагает весь цикл размещения заказа. Если 94-ФЗ регламентирует только процедуры размещения, не ориентируясь на конечный результат, на аудит исполнения контракта, то ФКС будет концентрировать в себе планирование, прогнозирование, процедуру размещения заказа, общественный контроль, заключение контракта и исполнение контракта с последующим аудитом его результата.

Считаю, что комплекс этих составляющих существенно облегчает и стимулирует на результат работу заказчиков.

Сегодня можно сказать, планирование идет хаотично по отдельным группам товаров, работ, услуг. Появилась финансовая возможность, мы закупаем это, появилась возможность, мы закупаем другое. В дальнейшем все закупки будут строго регламентированы планами. Если закупка не запланирована, ее нельзя будет провести. Есть трехлетний бюджет области, на три года закупки должны быть запланированы. Для чего это? Это делается для того, чтобы не только заказчик мог грамотно организовать свою работу, планировал закупки, но и бизнес – структуры планировали свои будущие расходы. Бизнес сможет планировать свои финансовые возможности в зависимости от того где, в каком субъекте РФ, будут проходить мероприятия. Это позволит привлечь в сферу закупок средний и малый бизнес.

Ведущий: Спасибо вам за ответ. Скажите на смену 94-ФЗ пришел 223-ФЗ или они дополняют друг друга? Что будет с этими законами, если примут закон о контрактной системе?

Сергей Николаевич: 223-ФЗ принят не на смену 94-ФЗ. Коротко по принятию 223 закона. Это закон о размещении заказа отдельными категориями хозяйствующих субъектов, которые связанны с государственным финансированием.

Вопрос регламентации закупок хозяйствующими субъектами, которые имеют государственное финансирование, стоял еще в 2009 году. Планировалось эти субъекты предпринимательства приравнять к государственным и муниципальным заказчикам, которые работают по 94 –ФЗ. И такой проект закона был разработан по линии Министерства экономического развития. Это касалось государственных корпораций, естественных монополий, автономных учреждений, всех, кто имеет непосредственное отношение к государственным средствам. Государство пыталось их привлечь к дисциплине по расходованию средств. В последующем отказались от идеи внесения поправок в 94-й закон и решили вынести это в отдельный законопроект, который логически перерос в федеральный закон о размещении заказа этой категорией хозяйствующих субъектов. Это абсолютно самостоятельный закон, который регламентирует размещение заказа госкорпорациями, естественными монополиями. Хотелось бы отметить, что этот закон — 94-ФЗ в миниатюре. Он дает большие просторы заказчикам, которые самостоятельно прописывают правила работы. Если 94-й закон регламентирует все процедуры размещения заказа, то здесь это отдано на откуп заказчикам, которые самостоятельно разрабатывают положение по размещению заказа.

Это положение должно соответствовать принципам гласности, прозрачности, эффективности, целесообразности, т.е. тем же самым положениям которые заложены в 94-фз

Губернатору области не безразлично, как будут расходоваться бюджетные средства этой категорией хозяйствующих субъектов, поэтому мы приняли непосредственное участие в подготовке этих хозяйствующих субъектов к работе по данному закону. Нами разработано модельное положение по размещению заказа, проведен ряд обучающих семинаров.

Ведущий: Какие новые обязанности появились для государственных, муниципальных учреждений, государственных корпораций, естественных монополий в связи с изменением законодательства?

Сергей Николаевич: Основная обязанность, которая возложена на эти организации, это публиковать на официальном общероссийском сайте планы — графики размещения заказа, положения о закупках. Но опять же повторюсь, официальный сайт оказался не готов к этой масштабной работе, которая должна была начаться с 1 июля этого года. Оператор сайта запросил отсрочку до 1 октября для того, чтобы технически доработать потенциал сайта. Официальный сайт сегодня принимает информацию от всех государственных и муниципальных заказчиков, и плюс к этому подключаются государственные корпорации, естественные монополии, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Объем, конечно, колоссальный, поэтому сайту необходимо было вовремя подготовиться.

Ведущий: На сколько защищены интересы заказчиков и участников размещения заказа?

Сергей Николаевич: Считаю, что меры, заложенные в 94-м законе более, чем исчерпывающие. В течение 5 дней с момента поступления жалобы антимонопольный орган обязан принять меры по ее рассмотрению. Нигде в мире по таким коротким срокам не восстанавливаются нарушенные права участников размещения заказа. Я считаю, что это большой плюс. Но еще раз подчеркну, что многие жалобы, которые подаются в защиту своих интересов, признаются необоснованными, и мы как государственные органы, в силу необоснованности этих жалоб, несем материальные потери. Защита заказчика по закону также предусмотрена, но она предусмотрена в части исполнения контракта. В обязательном порядке устанавливается обеспечение исполнения контракта, штрафные санкции за неисполнение условий контракта.

Защита государственного заказчика, в том числе и уполномоченного органа по размещению заказа, основана на положениях Гражданского кодекса. Мы отстаиваем свои права в судах общей юрисдикции, если это связано с административной ответственностью, а в части процедур размещения заказа — в арбитраже.

Ведущий: Существует ли проблема подготовки профессиональных кадров в сфере государственных и муниципальных закупок.

Сергей Николаевич: Что касается подготовки профессиональных кадров в сфере государственных и муниципальных закупок, то этот вопрос – один из первых пунктов профессиональной подготовки в Правительстве Тюменской области. Регулярно, практически ежеквартально, проходят подготовку все государственные и муниципальные заказчики, в том числе и сотрудники нашего управления. Аппарат Губернатора Тюменской области выступает заказчиком в проведении обучающих процедур в сфере размещения заказа. На конкурсной основе определяются учебные заведения, способные предоставить такие услуги.

Вопрос подготовки актуален, но не критичен потому, что он стоит на плановой основе. Раз в три года, как того обязывает закон, каждый специалист, который занимается размещением заказа, проходит повышение квалификации и имеет соответствующий сертификат, удостоверяющий это повышение квалификации. Независимо от того, знаем ли мы положения закона, в любом случае обязаны пройти переподготовку. Другой вопрос заключается в наличии преподавателей — практиков, которые могли бы дать с точки зрения практики соответствующие комментарии.

Регулярно, раз в квартал проводятся обучающие семинары для государственных и муниципальных заказчиков. Привлекаем к таким семинарам территориальный антимонопольный орган, электронные торговые площадки, которые с удовольствием принимают в этих мероприятиях участие. Состав лекторов на семинарах впечатляющий. Анонсы семинаров мы заблаговременно вывешиваем на нашем сайте, все желающие могут посмотреть анонс и прийти на семинар, предварительно зарегистрировавшись.

Ведущий: Какие дальнейшие перспективы развития Вашей деятельности.

Сергей Николаевич: Перспективы самые позитивные. Мы надеемся, что будущий закон о федеральной контрактной системе будет более доступен, наиболее понятен не только для поставщиков, но и для тех, кто будет его исполнять. Это государственные и муниципальные заказчики, а также уполномоченные ими органы по размещению заказов.

Ведущий:Спасибо Вам, Сергей Николаевич, за то, что Вы ответили на вопросы интернет аудитории. Хотим Вас поблагодарить и пожелать Вам от имени «Гарант – Западной Сибири» успехов в работе и в развитии!

Сергей Николаевич: Спасибо!