Планируется преобразование ЗАО в ОАО.

Как Вы правильно указали, согласно ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации акционерного общества (далее — общество).

При этом на основании ст.ст. 3 и 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление минимального размера уставного капитала производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям, а ст. 1 этого Закона, в соответствии с которой минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 рублей в месяц, не применяется.

Таким образом, минимальный размер уставного капитала открытого общества составляет 100 000 рублей. Поскольку в данном случае уставный капитал общества выше этой суммы, то увеличивать его нет необходимости.

В силу п. 1 ст. 7 Закона N 208-ФЗ акционерное общество может быть открытого или закрытого типа, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Изменение типа акционерного общества (закрытое или открытое) не является реорганизацией в форме преобразования, осуществляется путем внесения соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) (п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Решение по вопросу внесения изменений в устав общества, связанных с изменением его типа, должно приниматься общим собранием акционеров (п. 1 ст. 12, пп. 1 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ) большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ).

Такое решение может быть принято как на очередном, так и на внеочередном общем собрании акционеров.
Лица, указанные в п. 1 ст. 53 Закона N 208-ФЗ, вправе внести предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок.

Внеочередное общее собрание акционеров общества проводится по решению лиц и в сроки, указанные в ст. 55 Закона N 208-ФЗ.

Сообщение о проведении общего собрания акционеров, в силу п. 1 ст. 52 Закона N 208-ФЗ, должно быть сделано не позднее чем за 20 дней до даты его проведения, а в случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества либо вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа в соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 69 Закона N 208-ФЗ (п. 2 ст. 53 Закона N 208-ФЗ), сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.

В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме или вручено каждому из указанных лиц под роспись, или, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества. При этом общество вправе дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио).

Не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров составляется протокол общего собрания в двух экземплярах (п. 1 ст. 63 Закона N 208-ФЗ). В протоколе указываются сведения, перечисленные в п. 2 ст. 63 Закона N 208-ФЗ, в том числе вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые общим собранием акционеров.

В рассматриваемом случае на повестку дня общего собрания акционеров должен быть поставлен вопрос о внесении изменений в устав общества, заключающихся в изменении типа общества, а также вопрос об утверждении устава общества в новой редакции или изменений в устав (как отдельного документа).

Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) (п. 1 ст. 14 Закона N 208-ФЗ). В регистрирующий орган согласно п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (смотрите также абзац первый раздела III, разделы I и IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@). Помимо заявления, в регистрирующий орган представляются:

— решение о внесении изменений в устав (протокол общего собрания акционеров);
— изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины.

Как было указано выше, тип общества отражается в его фирменном наименовании, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) (пп. «а» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). При изменении типа общества изменяется и его фирменное наименование, а соответственно, и сведения в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом N 129-ФЗ. Однако в случае, если изменение содержащихся в ЕГРЮЛ сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона N 129-ФЗ, в которой не указано сроков представления документов в регистрирующий орган.
Таким образом, требование о трехдневном сроке не распространяется на рассматриваемый случай, поскольку изменение сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2007 г. N 09-10/060223@).
Относительно необходимости создания в открытом акционерном обществе совета директоров отметим следующее.

Как указано в п. 1 ст. 64 Закона N 208-ФЗ, в обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Названное правило распространяется как на открытые, так и на закрытые акционерные общества, поскольку в самой норме не указано иное. Так, из п. 1 ст. 2 Закона N 208-ФЗ следует, что под «обществом» в этом Законе понимаются любые акционерные общества (и закрытые, и открытые). В тех случаях, когда для разных типов обществ Закон N 208-ФЗ устанавливает различные правила, в его нормах прямо указывается, на общества какого именно типа они распространяются (смотрите, например, ст. 92 Закона N 208-ФЗ).
Таким образом, в открытом акционерном обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти совет директоров может не создаваться.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела