Инвентаризация: взгляд налогового инспектора

Инвентаризация: взгляд налогового инспектора
Во время выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества компании. Существует ли разница между инвентаризацией, проводимой сотрудниками организации и налоговым работником? Что может послужить поводом для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика?

Налоговые инспекторы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества*(1).

Причинами для проведения инвентаризации обычно являются следующие случаи:
— результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра его территорий и помещений дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете компании;
— в ходе иных контрольных мероприятий выявлены данные, являющиеся основанием предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества проводится только во время выездной проверки*(2). При этом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инвентаризация проводиться не может.

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и предъявлении служебных удостоверений инспекторами, непосредственно проводящими проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемой компании.
Порядок проведения инвентаризации имущества в рамках проверки регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке*(3) (далее — Положение об инвентаризации).

Данным Положением об инвентаризации определены:
1) общие правила проведения инвентаризации;
2) правила инвентаризации отдельных видов имущества;
3) особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя;
4) порядок оформления результатов инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Так, инспекторы вправе провести инвентаризацию*(4):
— основных средств;
— нематериальных активов;
— финансовых вложений;
— производственных запасов; готовой продукции; товаров;
— прочих запасов; денежных средств; кредиторской задолженности;
— иных финансовых активов.

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств*(5).

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми инспекторами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Проверку фактического наличия имущества инспекторы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика*(6).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. При этом используются формы, приведенные в Приложениях N 4-13 к Положению об инвентаризации. Так, могут быть составлены:
— инвентаризационная опись основных средств;
— инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;
— инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение;
— акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;
— акт инвентаризации наличных денежных средств.

По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.

Основные принципы инвентаризации, проводимой инспекторами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств*(7), а зачастую просто их дублирует.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят представители инспекции. Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В конце хочется отметить, что инвентаризация имущества в ходе выездной проверки хотя и вызывает у налогоплательщиков много вопросов, зачастую не приносит необходимого результата, поскольку выездной проверкой охватываются прошедшие периоды, а инвентаризация проводится по факту и имущество, подвергшееся инвентаризации, осматривается на дату проводимого контрольного мероприятия.

А. Кириченко,
советник государственной гражданской службы 2 класса

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2013 г.


*(1) подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ
*(2) ст. 92 НК РФ
*(3) утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н, N ГБ-3-04/39
*(4) п. 1.3 Положения об инвентаризации
*(5) п. 1.2 Положения об инвентаризации
*(6) п. 2.2 Положения об инвентаризации
*(7) утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49