Интернет-интервью на тему «Юбилейный 20-й год работы Управления антимонопольной службы по Тюменской области»

30 октября 2012 года в 10 часов утра в здании УФАС Тюменской области состоялось интернет-интервью на тему «Юбилейный 20-й год работы Управления антимонопольной службы по Тюменской области».

На вопросы интернет — аудитории ответил руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы Шалабодов Дмитрий Валерьевич.

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Доброе утро, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью, тема которого звучит как «Юбилейный 20-й год работы Управления антимонопольной службы по Тюменской области».

Разрешите представить нашего гостя – Шалабодов Дмитрий Валерьевич. Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

Перед началом интервью мы хотим поздравить Вас и всех ваших сотрудников с двадцатилетием, пожелать вам дальнейшего развития и процветания.

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Добрый день! Спасибо за поздравления!

Почему было создано наше Управление? Как вы все знаете, переход от плановой экономики к рыночной был довольно резким и необходим был тот регулятор, который бы мог сдерживать рост цен и на рынке конкуренции мог бы выступать контрольно-надзорным органом. Так и был создан антимонопольный орган.

Тюменское Управление Федеральной антимонопольной службы было создано 1 марта 1992 года, тогда оно называлось Управление Министерства по антимонопольной политике по Тюменской области. Далее оно было преобразовано в Управление Государственного антимонопольного комитета по Курганской и Тюменской областям и с 2004 г. антимонопольный орган существует как Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

Ведущий: Спасибо. Скажите, пожалуйста, какие задачи вам приходилось решать на начальном этапе?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: На этапе становления антимонопольной службы стояла самая главная задача – это создание нормативной базы. При переходе от советской плановой экономики пришли к тому, что отсутствуют законы, которые бы регулировали антимонопольное законодательство, то есть законы, которые регулировали бы создание условий для конкуренции на рынке. И первая задача, которая была – это создание той базы, на основе которой в дальнейшем хозяйствующие субъекты и предприниматели могли бы конкурировать на рынке товаров, работ и услуг и могли бы развивать свой бизнес.

Ведущий: Спасибо, Дмитрий Валерьевич. Скажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед вашей организацией на сегодняшний день?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Исходя из тех полномочий, которыми наделен антимонопольный орган, задачи у нас довольно обширные, то есть сектор задач обширен. Мы контролируем не только антимонопольное законодательство, закон «О защите конкуренции», но и закон «О рекламе», закон «О размещении заказов», закон «О естественных монополиях» в части обеспечения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Также мы контролируем закон «Об основах регулирования торговой деятельности», т.е. доступ к торговым сетям всех участников рынка, как производителей товаров, работ и услуг, так и посредников. Также и закон «Об электроэнергетике».

Ведущий: Спасибо большое. Скажите, пожалуйста, какие громкие дела вы рассматривали?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Нашим Управлением был рассмотрен ряд громких дел, которые по нашему мнению считаются значимыми для жителей Тюменской области, и некоторые наши дела стали лучшими делами в России по раскрытию картелей. В 2011 году наше дело встало в десятке лучших дел в Российской Федерации. Мы раскрыли сговор банка и двенадцати страховых компаний на рынке страховых услуг. Также в этом году закончились судебные процессы по обжалованию наших решений – это согласованные действия компаний «Ямал» и «Ютэйр» при установлении тарифов на билеты по маршруту Тюмень-Сочи, т.е. они в сговоре эти тарифы устанавливали, и перелёт по этому маршруту стоил практически 15 тысяч рублей в одну сторону у каждой компании. Сейчас вы сами можете посмотреть стоимость перелёта и посмотреть насколько она изменилась. Также два года назад нами был раскрыт картельный сговор трех компаний (ОАО «Газпромнефть-Тюмень», ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и компания «Никифор»), которые согласованно устанавливали цены на АЗС. Все эти компании в судебном порядке были признаны виновными и все заплатили штрафы. В 2011 г только ОАО «Тюменьэнерго» заплатило штрафов более 82 млн. руб. в федеральный бюджет за нарушение нормативного законодательства. И вообще в 2011 году Тюменской УФАС взыскало в доход федерального бюджета (это те штрафы, которые уже реально уплачены) более 108 млн. рублей, почти 109 млн. рублей. По этому показателю мы заняли 1-е место в Российской Федерации среди антимонопольных органов.

Ведущий: Как часто к вам обращаются с жалобами жители Тюмени и Тюменской области?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Если говорить именно об обращении граждан, к нам обращаются не только граждане, но и предприниматели, юридические лица. Граждане обращались только в части антимонопольного законодательства, в 2011 году было около 140 таких обращений (это половина от всех обращений, которые к нам поступают). И в 2012 г. по настоящее время было около 70 обращений граждан, примерно тоже половина, по нарушению нормативного антимонопольного законодательства. Это связано и с завышенными, по мнению граждан, ценами, и связано с ограничением в предоставлении каких-либо коммунальных услуг. Также это связано с невозможностью для граждан получить технические условия при строительстве индивидуальных жилых домов, отключение электричества на дачах, такой довольно большой спектр вопросов, и это естественно нами рассматривается. Не все жалобы мы удовлетворяем, но в том случае, если действительно есть нарушение закона, то мы выдаём либо предписание, либо предостережение о недопущении нарушений, либо рассматриваем дела о нарушении антимонопольного законодательства, и привлекаем к ответственности нарушителей.

Ведущий: Спасибо. Скажите, пожалуйста, существуют ли при УФАС общественные советы? Какие вопросы они решают?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Да, при Управлении существуют общественно-консультативный совет и общественный совет по рекламе. Общественно-консультативный совет существует на протяжении последних 4х лет, мы в ежеквартальном режиме встречаемся с коллегами. Буквально вчера 29 октября было совещание ОКС, представители общественности знакомятся с нашей практикой по контролируемым видам деятельности. Например, вчера мы рассматривали вопросы о размещении государственного муниципального заказа на территории области. И мы докладывали о наших результатах. Также мы рассматривали вопрос о концепции антимонопольной политики до 2018 года, которая сейчас разрабатывается Федеральной антимонопольной службой. Но вопросы на самом деле очень различные. На прошлом совете мы рассматривали вопросы автобусных перевозок, очень такой больной вопрос. Мы рассматривали вопрос технологического присоединения к сетям, это заботит очень многих наших застройщиков. Потому что существуют очень большие проблемы при вводе жилых домов, и не только жилых домов, а объектов социально-культурного назначения в эксплуатацию. Потому как, к сожалению, многие компании коммунального комплекса отказывают в предоставлении мощности, а соответственно, дом не могут сдать в эксплуатацию, жильцы не могут заехать в этот дом и получить документы на право собственности, зарегистрировать себя, свою семью.

Ведущий: Один из любимых вопросов нашей интернет-аудитории касается госзакупок. Каким образом ведётся контроль деятельности по осуществлению госзакупок?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы работаем по нескольким направлениям, одно из направлений – это рассмотрение жалоб участников размещения заказа. В случае, если они считают, что нарушены их права, то они обращаются в антимонопольный орган. Мы являемся контрольным органом по исполнению 94-ФЗ «О размещении заказов» на территории Тюменской области. В 2011 году к нам поступило 450 таких обращений, а в 2012 году – уже 320. Но я хочу сказать, что количество жалоб на размещение заказа год от года снижается. Связываем мы это в первую очередь с повышением правовой культуры участников размещения заказа, ну и скорее всего с эффективностью работы антимонопольного органа по защите прав. Также мы проверяем в плановом режиме государственных и муниципальных заказчиков, т.е. мы сплошным методом проверяем все закупки, которые они совершают на протяжении года. И соответственно в случае выявления нарушений, даже если к нам никто не обратился, всё равно применяем меры административного воздействия. Также мы совместно с прокуратурой Тюменской области проводим проверки различных обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о фактах незаконного размещения заказов. Так скажем, кто-либо из граждан или юридических лиц получает информацию о том, что либо заказ не размещался на конкурсной основе, то есть с единственным исполнителем подписан договор, либо имеются в них какие-то иные нарушения. Вот в этом случае мы поводим внеплановые проверки и привлекаем к административной ответственности. Я думаю, что вся аудитория уже наслышана о некоторых таких громких привлечениях к административной ответственности руководителей федеральных органов высокого уровня. Прокуратура регулярно эту информацию размещает на интернет — портале, и мы соответственно являемся именно тем органом, который привлекает к административной ответственности. Наши уполномоченные должностные лица такие решения выносят.

Ведущий: Спасибо. Подведем итоги работы Управления. Что сделано за 20 лет работы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Я считаю, что одним из итогов является не увеличившееся количество работников Управления, а конкретно тот конечный результат, который мы видим на нашем рынке. По нашей оценке у нас конкурентных рынков очень много. Это рынок предоставления услуг доступа в интернет, колоссальное количество компаний работает на нём. Рынок производства и реализации хлебобулочных изделий – также колоссальное количество компаний работает. У нас созданы конкурентные рынки управления домами, огромное кол-во управляющих компаний работает на рынке. И одним из наших достижений является участие в программе развития конкуренции Тюменской области, которая утверждена Правительством Тюменской области. И результатом реализации этой программы является то, что наша область является лидером во всех российских рейтингах по инвестиционной привлекательности. Если посмотреть опросы, которые проводят Минэкономразвития и различные независимые компании, то на протяжении последних нескольких лет наша область является лидером, занимает первое либо второе место. Это говорит о том, что у нас на многих рынках отсутствуют барьеры входа на рынок. Предприниматели могут свободно приходить из других регионов, открывать здесь свой бизнес. На нашем рынке работают многие компании, которые представляют различные регионы Российской Федерации.

Ведущий: Спасибо, Дмитрий Валерьевич. Каковы планы на будущее у Управления?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Планы на будущее – переход к федеральной контрактной системе, то, о чем сейчас говорится на уровне Российской Федерации. Рассматривается проект федерального закона о федеральной контрактной системе. Закон №94 «О размещении заказов» очень часто критикуют, часть критики является объективной, поэтому мы готовимся к изменениям в законодательстве в связи с образованием единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Сейчас создана единая комиссия, также создается национальный антимонопольный орган трех стран, это будет работа в рамках трех государств. Сейчас антимонопольная служба разрабатывает единый закон о конкурентной политике на территории трех гос-в. Сейчас основное направление нашей деятельности – это работа в рамках соглашения трех государств по антимонопольной политике и изменение законодательства о защите конкуренции в связи с вступлением России в ВТО.

Ведущий: Спасибо за ответы. И ещё несколько вопросов от пользователей справочно-правовой системы ГАРАНТ.

Не секрет, что в Тюмени стоимость жилья очень высокая. Что Управление ФАС делает и намерено предпринимать для регулирования цен на такой социально значимый товар, как жильё?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Я хочу сказать, что рынок продажи жилых помещений является конкурентным и нерегулируемым со стороны государства. Поэтому здесь действуют законы рынка, законы спроса и предложения. Учитывая, что наш рынок жилья является высоко привлекательным для граждан, которые либо переселяются с севера, либо инвестируют в недвижимость юга ТО, соответственно и цена является довольно высокой. Что мы делаем для того, чтобы эту цену снизить не напрямую, а опосредованно? Мы активно работаем, защищая интересы застройщиков в их взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, для того чтобы, во-первых, цена технологического присоединения была адекватная и не была взымаема с застройщиков, в случае, когда организации коммунального комплекса обязаны предоставлять подобные услуги бесплатно. Ряд таких дел у нас в 2010-2011 году прошло. Это дело, в том числе, «Тюмень Водоканала», когда эта компания незаконно взымала деньги с застройщиков за технологическое присоединение. И мы прошли уже все судебные инстанции, которые подтвердили, что в тех конкретных случаях это технологическое присоединение должно было быть предоставлено бесплатно, без взимания платы. Это соответственно уменьшение нагрузки на застройщика, и логично, что застройщик, получив большую прибыль, может быть для создания конкурентной среды мог бы и снизить стоимость жилья.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос от нашего пользователя: Почему в стране допускается такой рост цен на бензин? Все знают, что нефть подешевела. Будет ли УФАС работать в этом направлении?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы в ежедневном режиме производим мониторинг розничных цен на АЗС на территории Тюменской области, также на нефтебазах, не только цены мониторим, но и запасы бензина и дизельного топлива. И мы получаем информацию о ценах, по которым получают дизельное топливо и бензин компании с заводов-изготовителей. По результатам нашей деятельности мы направляем эту информацию в центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы России, и центральный аппарат соответственно принимает решение о возбуждении дел в отношении нефтяных компаний, либо не возбуждении. Последние громкие дела вы все слышали. Они были возбуждены ФАС России в отношении нефтяных компаний. Было проведено три волны этих дел, каждая волна заканчивалась миллиардными штрафами, по результатам 2011 года нефтяные компании заплатили штрафов на более чем 16 млрд. рублей. Нужно сказать, почему этим занимается именно центральный аппарат ФАС, потому что это рынок общероссийский. Вы прекрасно знаете, что в Тюменской области кроме Антипинского НПЗ вообще нет заводов, которые бы производили бензин и ДТ. Но Антипинский НПЗ только дизельное топливо в настоящий момент производит. Поэтому это находится за пределами компетенции Тюменского Управления. Но наша информация используются центральным аппаратом для того, чтобы возбудить дела против нефтяных компаний на уровне Российской Федерации.

Ведущий: Спасибо. Скажите, пожалуйста, ведутся ли проверки фактов завышения цен на медикаменты?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: До декабря 2011 года УФАС по Тюменской области регулярно проводило анализ цен на лекарственные средства. С декабря по решению Правительства РФ этот мониторинг был отменен. Но я хочу сказать, что по результатам нашей работы мы привлекли две аптечных компании к административной ответственности, признали нарушение антимонопольного законодательства, завышение розничных цен на лекарства и наложили оборотные штрафы до 15% от годовой выручки этих аптечных учреждений Ишима и Тобольска. Мы знаем, что предельные торговые наценки на лекарственные средства регулируемы, но если говорить о Тюмени, то в Тюмени рынок конкурентный. То есть, чтобы признать нарушение законодательства, необходимо установить доминирующее положение – это участие на рынке в размере более чем 35%. Это возможно установить в небольших населенных пунктах, где присутствует одна аптека, и она доминирует. Но в Тюмени такое доминирование установить практически невозможно, потому что у нас рынок аптек масштабный. Но ситуация, когда рост цен является необоснованным, должна быть известна нам. Поэтому необходимо обращение в первую очередь в наш адрес, чтобы мы могли провести проверку.

Ведущий: Спасибо. Многим гражданам на телефон приходит смс-реклама от банков и магазинов, в которых граждане не оставляли свои личные данные, не давали своё согласие на рекламную рассылку. Является ли это нарушением со стороны отправителя рекламы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: В данном случае нарушение со стороны оператора есть. Можно обращаться к нам. Мы вопрос о незаконной передаче персональных данных не рассматриваем, их рассматривает Роскомнадзор. А именно вопрос о незаконной рассылке рекламы без согласия абонента мы рассматриваем. Но я хочу заострить внимание вот на чем – как правило, абонент заключает договор с сотовой компанией и не вчитывается в текст договора, где мелкими буквами написано, что гражданин дает согласие на использование телефонного номера, которые ему присвоен, для рассылки смс-рекламы со стороны оператора. Вот в такой ситуации необходимо, подписывая договор об оказании услуг связи, писать о несогласии с рассылкой подобной рекламы.

Ведущий: Спасибо. Контролирует ли управление цены на детские аттракционы?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы не контролируем цены в нашем ЦПКиО, но мы этот рынок изучаем в настоящее время в связи с тем, что Прокуратура Тюменской области направила нам ряд материалов по проверке действий нашего парка на Цветном бульваре. И в настоящий момент мы проводим антимонопольное расследование. Пока результатов у нас ещё нет, потому как мы сейчас изучаем рынок оказания подобных услуг на границах нашей области и близлежащих территориях. Это мы делаем для того, чтобы выяснить как раз уровень цен, размер прибыли, которые получают эти компании и выясняем те условия, которые являются сопоставимыми. У нас, по предварительным данным, в стоимости за билет очень большую часть занимает стоимость аренды земельного участка, на которых располагаются все эти аттракционы. Существуют серьезные арендные платежи в муниципальный бюджет за право пользования землей. Это всё в конечном итоге ложится на стоимость билета.

Ведущий: Спасибо большое за ответ. Ещё один вопрос, – какие профилактические меры будут предприниматься для предотвращения необоснованного повышения цен на жизненно-важные группы товаров?

Шалабодов Дмитрий Валерьевич: Мы все прекрасно знаем, что есть Постановление Правительства, которое чётко определило те товары, которые являются жизненно-важными. В этом перечне двадцать два наименования товаров. По этому перечню мы в еженедельном режиме получаем информацию от наших как региональных торговых сетей, так и от торговых сетей, которые являются нерегиональными – «Монетка», «Лента» и т.д. И у нас существует норма закона, которая гласит о таком предельно возможном повышении цен на социально-значимые товары. Если на 30% в течение 30 дней стоимость товара возрастает, то государство на уровне Правительства РФ может ввести регулируемые торговые надбавки на подобный вид товара. Но это только социально-значимые товары. Товары, которые не являются социально-значимыми, на них нет предельной торговой надбавки, потому что рынок свободен от государственного регулирования. Мы эту информацию получаем из нескольких источников – торговые сети, уполномоченные органы по тарифно-ценовой политике Правительства области, Департамент АПК. Поставщиков товаров мы также проверяем. Такая комплексная работа позволяет нам объективно видеть ситуацию.

Ведущий: Спасибо Вам, Дмитрий Валерьевич, что ответили на вопросы интернет -аудитории. Хотим ещё раз поздравить Вас и всех ваших сотрудников Управления с двадцатилетием работы. Пожелать от имени ООО «Гарант — Западная Сибирь» развития и успехов в работе. И пусть в вашей работе положительных моментов будет больше!