«Порядок досудебного урегулирования налоговых споров»

26 сентября 2012 года в 10 часов утра в здании УФНС Тюменской области состоялось интернет — интервью на тему:

«Порядок досудебного урегулирования налоговых споров»

На вопросы интернет – аудитории ответила начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Ножкина Ольга Юрьевна.

Ведущий: Доброе утро уважаемые дамы и господа! Доброе утро уважаемая интернет — аудитория! Мы начинаем наше интернет – интервью. Разрешите представить нашего гостя — Ножкина Ольга Юрьевна, начальник отдела досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области.

При анонсировании Интернет — интервью в адрес ее участников поступил ряд вопросов, на которые нам сегодня ответит Ольга Юрьевна.

С 1 января 2009 года порядок досудебного урегулирования споров стал обязательным в части решений о привлечении (или решений об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ведущий: Когда был создан ваш отдел?

Ножкина Ольга Юрьевна: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Прежде всего, хочется сказать слова благодарности за предоставленную возможность пообщаться с нашими налогоплательщиками, в частности, по вопросам информирования аудитории о порядке досудебного урегулирования налоговых споров.

В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов, в 2006 году, создано специальное подразделение, в компетенцию, которого входит исключительно внутриведомственное разбирательство. Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров и разгрузка судов в сфере урегулирования части споров в административном порядке. Наш отдел досудебного аудита создан с мая 2006 года. Основные задачи, которые были поставлены изначально так и остаются актуальными и в настоящее время.

Ведущий: С 01.01.2009 г. порядок досудебного урегулирования споров стал уже обязательным. Чем в свете этих новшеств занимается ваш отдел?

Ножкина Ольга Юрьевна: Да, но следует учитывать следующее. С 01.01.2009г. вступила в силу норма п. 5 ст.101.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), которая повествует о том, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (т.е. в Управлении ФНС России по Тюменской области). Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке. Обязательный порядок досудебного урегулирования распространяется только на решения, которые были названы. Все остальные споры не носят требования обязательного досудебного разбирательства. Несмотря на это, мы призывают налогоплательщиков использовать свои права, предоставленные п.п.12 п.1 ст. 21 и ст.137 НК РФ и обжаловать в установленные сроки в вышестоящем налоговом органе (в нашем регионе – в наше Управление) акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц, с которыми не согласны налогоплательщики. Мы проводим большую разъяснительную работу с целью информирования налогоплательщиков о праве и порядке обжалования любых актов ненормативного характера, действий (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Наш отдел- отдел досудебного аудита является структурным подразделением Управления ФНС России по Тюменской области и занимается реализацией прав налогоплательщиков на рассмотрение споров с налоговыми органами.

В связи с этим основные задачи нашего отдела, следующие:

— cоздание условий для реализации данных прав налогоплательщика (на рассмотрение возражений по актам осуществленных мероприятий налогового контроля и рассмотрение жалоб, заявлений);

— информирование налогоплательщиков о возможности досудебного урегулирования спора, его порядка, а также результатов рассмотрения налоговых споров (в т.ч. на нашем сайте www.r72.nalog.ru в рублике «Электронные услуги» — сервис «Узнай о жалобе»). Информирование налогоплательщиков – одна из наших важных задач.

— анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;

— принятие мер по сокращению налоговых споров;

-создание условий для уменьшения налоговых споров путем совершенствования правоприменительной практики.

Основные функции нашего отдела:

— рассмотрение всех жалоб и заявлений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов. Еще раз акцентирую внимание, что жалобы подаются на акты ненормативного характера, на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа;

— рассмотрение возражений налогоплательщиков (эта ступень урегулирования спора находится на уровне инспекции, где плательщик состоит на учете, после вручения актов проверок по результатам проведения камеральных и выездных налоговых проверок и актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях по результатам проведения иных мероприятий налогового контроля;

-обобщение и анализ всей практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

-внесение предложений по совершенствованию механизма досудебного урегулирования споров;

-сбор, систематизация и анализ статистической информации (результаты нашей работы отражаются также и в статистических данных, с которыми налогоплательщики всегда могут ознакомиться на нашем сайте www.r72.nalog.ru в рублике «Новости», «Права и обязанности налогоплательщика» — «Досудебное урегулирование налоговых споров»);

— выявление типичных причин возникновения налоговых споров, принятие мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

-проведение анализа арбитражной практики, как на уровне нашего региона, так и в целом по России. Подход судов к отдельным нормам права, по отдельным методологическим вопросам, при проведении контрольных мероприятий принимается во внимание складывающаяся арбитражная практика, с целью вынесения необоснованных решений налогового органа в отношении налогоплательщиков.

Это основные моменты нашей деятельности. Их значительно больше, но это самые главные.

Урегулирование конфликта на нашем уровне влияет на взаимоотношения с конечным потребителем государственных услуг и рост доверия налогоплательщиков.

Ведущий: Представители интернет — аудитории спрашивают, что такое вообще «досудебное урегулирование»?

Ножкина Ольга ЮрьевнаДосудебное урегулирование налоговых споров — это комплекс предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке именно в целях урегулирования налогового спора. Досудебное урегулирование — это важнейшее средство осуществления принципов законности. Мы, как подразделение ФНС России выполняем не только фискальные функции, но и выходим на качественный уровень своей правоприменительной деятельности. Усиливаем свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях. Досудебное урегулирование — это прежде всего цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Каждое лицо имеет право оспорить и обжаловать акты налоговых органов, документов ненормативного характера. Также действия и бездействие должностных лиц соответствующего налогового органа, если эти соответствующие акты, действия или бездействия нарушают его права. Порядку досудебного урегулирования в НК РФ посвящено две главы 19 и 20, и соответственно, посвящено шесть статей, со ст.137 по ст.142 НК РФ. Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган, к вышестоящему должностному лицу (т.е. в Управление ФНС России по Тюменской области), так же и в суд, если другое не предусмотрено отдельными нормами НК РФ, на чем мы тоже отдельно остановимся. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

Несмотря на это, в целях повышения качества нашей работы механизм досудебного урегулирования постоянно совершенствуется, поскольку это требует регламентация досудебного урегулирования.

Какие моменты требуют дальнейшего улучшения механизма досудебного обжалования? Нужно обеспечить однозначное толкование правил и норм путем внесения изменений и дополнений в НК РФ, закрепить права и обязанности налогоплательщика и налогового органа в ходе процесса досудебного урегулирования налоговых споров. К числу этих вопросов относятся именно процедурные вопросы, которые требуют дальнейшего совершенствования. К ним можно отнести проблемы легитимности действий по рассмотрению документов, представленных плательщиком к жалобе и не рассмотренных ранее соответствующей налоговой инспекцией (по причине их непредставления ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения возражений).

В отличие от арбитражно-процессуального законодательства, в соответствующих главах НК РФ, которые уже указывались, отсутствуют важные механизмы и инструменты по реализации процессуальных действий, обеспечивающих правильность и эффективность рассмотрения налоговых споров.

Какие вопросы сейчас решает наше ведомство по внесению изменений:

-совершенствование и закрепление стандартов процедуры рассмотрения досудебного урегулирования налоговых споров, предоставления возможности налогоплательщику предоставлять дополнительные документы, каким — либо образом принимать участие в рассмотрении спора, именно, в вышестоящем налоговом органе, внедрение новых инструментов по реализации процедуры досудебного урегулирования, предоставления дополнительных прав, рассмотрение дополнительных доказательств.

Вся эта работа проводится в целях внесения изменений в часть первую НК РФ.

Так, в начале июля текущего года на сайте Минфина опубликован проект ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ». Данные изменения затрагивают именно механизм досудебного урегулирования налогового спора. Главы 19 и 20 НК РФ претерпят изменения. Проект закона предусматривает расширительное толкование статей этих глав. Такое положение дел будет удобно как налогоплательщику, так и нам, и снимает многие проблемы, неточности, неясности, которые имеют место быть. В настоящее время проект размещен на сайте Минфина, доступен каждому налогоплательщику. Документ еще будет доработан и направлен на рассмотрение в Думу, но с основными положениями уже можно ознакомиться.

Остановлюсь на основных планируемых изменениях. Вводится понятие жалобы, понятие апелляционной жалобы, предусматривается обязательный порядок обжалования решений налоговых органов и всех споров. Сейчас такой порядок действует в отношении только решений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, но с 2014 года любое действие (бездействие), акты ненормативного характера обжалуются в вышестоящем налоговом органе (за исключением нескольких ситуаций) и только потом налогоплательщик имеет право обратиться в суд. Конкретизированы порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалоб, основания, которые позволят оставить жалобу без рассмотрения.

Меняются и сроки. Планируется изменить срок на подачу апелляционных жалоб – до одного месяца, сейчас – в течение 10 рабочих дней со дня получения решения. Согласно проекту закона решение по жалобе (в т.ч. и апелляционной) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы, возможно продление срока, но не более чем на один месяц (по действующему законодательству продление – не более чем на 15 рабочих дней). По все другим жалобам на действие (бездействие) предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб — 15 дней, и также возможно продление — не более чем на 15 дней, в настоящее время срок – в течение одного месяца и продление на 15 рабочих дней.

Также изменится и срок для подачи жалобы. Он устанавливается общий – в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением отдельных случаев). На текущий момент срок обжалования в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен в течение одного года, в отношении других решений, действий (бездействия) – в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Хочется сказать также несколько слов о возможности обжалования решений регистрирующего органа (в лице Межрайонной ИФНС России №14 по Тюменской области).

С 18.09.2012 вступил в силу Административный регламент предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и КФХ, утвержденный приказом Минфина РФ от 22.06.2012 №87н (который кстати размещен и в Гаранте, и в Консультанте+). В шестом разделе указанного регламента изложен порядок досудебного обжалования действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц.

Предметом указанного досудебного обжалования являются решения и действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе. В жалобе заявителем указывается наименование инспекции, предоставляющей государственную услугу по государственной регистрации (в частности, в Тюменской области —Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области), фамилия, имя, отчество ее должностного лица, реквизиты решения и действия (бездействие) которых обжалуются, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество либо наименование, место жительства лица либо место нахождения заявителя, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ), сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, ее должностного лица, доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) инспекции, ее должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии. При этом, при рассмотрении жалобы заявитель имеет право обращаться с просьбой об истребовании информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в том числе в электронной форме.

Жалоба, подлежит рассмотрению должностным лицом, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области ее должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы принимаетcя решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении, которое не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется заявителю в письменной форме.

К сожалению, не все заявители знают, что споры по вопросам регистрации также рассматриваются нашим отделом. При вынесении решений по регистрации данная инспекция должна информировать заявителя о возможности обжалования решений регистрирующего органа в досудебном порядке. Не следует заявителям прямо следовать в суд в случае несогласия с решением Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области, предлагаем урегулировать вопрос в порядке обращения с жалобой к нам.

Наличие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц является необходимым для обеспечения качества предоставления государственных услуг по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, оказываемых ИФНС России № 14 по Тюменской области.

Ведущий: Есть определенный порядок урегулирования споров. В чем он состоит? Что предусматривает?

Ножкина Ольга Юрьевна:

Процедура досудебного урегулирования налогового спора представляет две стадии.

Первая стадия — представления возражений на уровне инспекции, где состоит на учете налогоплательщик, это участок времени между актом камеральной (выездной) налоговой проверки или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (иные мероприятия налогового контроля) и итоговым решением, по которому налогоплательщик привлекается к ответственности. В течение этого времени налогоплательщик имеет право представить возражения (письменные и устные). Независимо от того, какая проверка проводилась, выездная или камеральная, налогоплательщик имеет право представить возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения акта, а на акт, свидетельствующий о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, соответственно в течение 10 рабочих дней. Устные возражения представляются, когда происходит рассмотрение материалов проверки, они фиксируются в протоколе рассмотрения возражений. Бывают случаи, когда возражения налогоплательщика поступают за пределами указанных выше сроков. Несмотря на это, налоговым органом возражения будут приняты во внимание, рассмотрены и учтены при вынесении решения по материалам проверки (за исключением случая поступления возражений после вынесения решения по материалам проверки). Налоговый орган обязан заблаговременно и должным образом уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и возражений. Чаще всего плательщики, заинтересованные в урегулировании спора присутствуют на рассмотрении материалов проверки. Кроме того, многие из них представляют ходатайства об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Данная стадия приемлема только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст.101 НК РФ, и решений о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст.101.4 НК РФ.

По существу, процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы разобраться по существу возникших вопросов, оценить представленные доказательства.

Вторая стадия – представления жалобы, на уровне Управления ФНС России по Тюменской области, это стадия между решением налогового органа и судом, это период, в течение которого налогоплательщик обжалует принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган. Различают жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст.101 НК РФ, которые представляются в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Апелляционные жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст.101 НК РФ, которые представляются в течение 10 дней со дня получения решения. Жалобы на решения о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст.101.4 НК РФ, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иные акты ненормативного характера подаются в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Жалобы на постановления налогового органа по делам об административных правонарушениях, а именно, на Постановление по делу об административном правонарушении – срок подачи жалобы в течение 10 суток со дня получения постановления. Срок рассмотрения жалобы Управлением согласно КоАП – в течение 10 календарных дней.

В целях должного информирования на нашем сайте Управления есть раздел для налогоплательщиков «Права и обязанности налогоплательщика» — «Досудебное урегулирование налоговых споров», в котором подробно рассмотрены все вопросы порядка досудебного обжалования, вся необходимая информация для подачи жалобы или возражений, с указанием адресов налоговых органов, должностных лиц. Приведены алгоритм действий обжалования, примерные формы жалоб. Мы проводим большую работу по разъяснению порядка досудебного урегулирования споров. Отделом разработана памятка «Порядок обжалования ненормативных актов, действий (бездействия) налоговых органов» для осуществления действий по реализации права налогоплательщиков на обжалование. Памятка вручается в налоговых органах, может быть получена в операционных залах инспекций, направляется налогоплательщикам по ТКС. Так же данная памятка размещена и на сайте.

На семинарах, встречах с налогоплательщиками обсуждаются вопросы досудебного урегулирования налоговых споров. Налогоплательщики активно пользуются услугами нашего сайта, возможности которого постоянно расширяются. Одна из таких электронных услуг- возможность быстрого получения информации о статусе жалобы, о результате рассмотрения жалобы в Управлении, размещена в сервисе «Узнай о жалобе». Этот сервис действует с весны текущего года и уже успешно себя зарекомендовал. Осуществив ввод ИНН или точный входящий номер, присвоенный вашей корреспонденции, каждый может узнать результат рассмотрения своей жалобы, либо решение по жалобе, либо решение о продлении срока рассмотрения жалобы. В ходе общения с плательщиками было внесено важное дополнение в сервис сайта. Сейчас можно ознакомиться с результатом решения по жалобе по принципу: «удовлетворено полностью», «оставлено без удовлетворения», «удовлетворено частично». Сервис обновляется ежедневно. Это очень удобно и налогоплательщики этим пользуются. Интернет-сервис «Узнай о жалобе» избавляет налогоплательщиков от необходимости звонить по телефону в Управление, чтобы узнать о результатах рассмотрения жалобы, заявления и позволяет сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более открытым.

Ведущий: Когда налогоплательщик имеет право обратиться в суд?

Ножкина Ольга Юрьевна: В соответствии с частью 4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Не следует забывать про обязательный порядок обжалования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в досудебном порядке. В отношении данных решений налогового органа срок должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом, поскольку нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров (Определение ВАС РФ от 29.09.2011 №ВАС-10025/11 по делу №А12-10341/2010).

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.


Ведущий: Все ли решения налоговой подлежат досудебному урегулированию?

Ножкина Ольга Юрьевна: Обращаю внимание интернет-аудитории, что все акты ненормативного характера, решения, действия (бездействие) могут быть обжалованы любым налогоплательщиком в установленные сроки путем подачи жалобы в письменном виде в вышестоящий налоговый орган, т.е. в Управление ФНС России по Тюменской области. Не следует забывать об обязательности досудебного урегулирования решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемых в порядке ст.101 НК РФ.

Ведущий: Итоги досудебного урегулирования налоговых споров?

Ножкина Ольга Юрьевна:

Результаты нашей работы по урегулированию споров в досудебном порядке подводятся по итогам каждого квартала и отражаются также на нашем сайте, доступны для каждого налогоплательщика. Итоги отражаются по двум направлениям. Первое – результаты рассмотрения возражений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налоговых проверок и актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. По данным за полугодие т.г. налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля оспорено 1323 акта, что составляет 6,2% от общего количества актов. За указанный период при вынесении решений налоговыми органами требования налогоплательщиков удовлетворены в 80% случаев, а в части оспариваемой суммы требования удовлетворены на 41% от обжалуемой суммы налоговых претензий. В 44% случаев налоговыми органами применены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Второе – результаты рассмотрения жалоб налогоплательщиков. За полугодие т.г. в Управление поступило 217 жалоб, что почти в 2 раза меньше, чем за полугодие 2011г. Рассмотрено 196 жалоб. Удовлетворено за этот период 55% от общего количества рассмотренных жалоб. Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб составила 28% от оспариваемой суммы.

Мы анализируем наши результаты с целью оценки правомерности вынесения актов, решений, причин возникновения возражений, жалоб, причин удовлетворения требований налогоплательщиков, предлагаем меры по устранению ошибок, возникающих при вынесении актов, решений.

Этот анализ также и помогает сократить количество споров. Количество споров неуклонно снижается. Достаточно отметить, что в 2008, 2009 годах поступало ежегодно до 1,5 тыс.жалоб, в 2010г. поступило жалоб меньше на 30% в сравнении с 2008, 2009гг., в 2011г. снижение количества жалоб составило 27% по сравнению с 2010г.

Цифры говорят сами за себя. Наша работа дает положительный результат. Если кратко остановиться на причинах возникновения возражений, жалоб и причинах удовлетворения требований налогоплательщиков, то следует выделить наиболее основные:

применение обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, представление налогоплательщиком дополнительных документов, технические ошибки, недостаточность доказательственной базы, неправильное применение норм права.

Большинство споров касается несогласия налогоплательщиков с результатами выездных и камеральных проверок и это понятно, налогоплательщики часто выражают несогласие с суммами дополнительных налоговых претензий, в своей работе мы сталкиваемся и с такой категорией налогоплательщиков как «недобросовестные». Все остальные споры мы пытаемся свести к минимуму, добиваясь правомерности действий лиц налоговых органов.

Еще раз обращаем внимание налогоплательщиков не игнорировать возможность обжалования решений, действий (бездействия) налоговых органов путем подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Тюменской области.

Ведущий: Досудебное урегулирование налоговых споров плюсы и минусы?

Ножкина Ольга Юрьевна:

«Плюсы» и «минусы» для налогоплательщика можно выделить следующие.

Преимущества досудебного аудита перед судебным порядком обжалования:

— сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда.

— дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.). При урегулировании спора в досудебном порядке не уплачивается госпошлина, судебное разбирательство требует значительных финансовых средств.

— оперативность, время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше времени, необходимого для рассмотрения дела в суде. Согласно требованиям НК РФ жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения.

— наличие права налогоплательщика на возможность обжалования решения налогового органа в досудебном порядке, т.е. до обращения в суд. Это упрощает процедуру, особенно при успешном решении спора в вышестоящем налоговом органе.

— в случае дальнейшего обращения в суд налогоплательщик может учесть позицию вышестоящего налогового органа и более качественно подготовиться к судебному разбирательству.

— в случае обжалования решения по результатам камеральной или выездной налоговой проверки в апелляционном порядке (т.е. на решение не вступившее в силу) отсутствие мер со стороны налогового органа по взысканию доначисленных сумм.

— истечение срока давности при привлечении к ответственности, урегулирование спора на стадии представления возражений на материалы проверки, т.е. после вручения акта проверки, может послужить поводом для назначения проведения в отношении налогоплательщика мероприятий дополнительного контроля (в течение одного месяца) до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствие этому — потеря налоговым органом возможности назначения сумм штрафов. Согласно ст.113 НК РФ срок давности – 3 года со дня совершения налогового правонарушения до дня вынесения решения.

— более длительный срок для обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно налогового законодательства данные решения могут быть обжалованы плательщиком в течение одного года со дня вынесения решения.

-возможность урегулирования спора до предъявления налоговых претензий и неблагоприятных последствий, связанных с их взысканием в случае пропуска срока для апелляционного обжалования принятого решения по результатам налоговой проверки (преимущества представления возражений на стадии рассмотрения материалов проверки).

«Минусы»:

— это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом.

— устранение вышестоящим налоговым органом технических ошибок, недочетов.

— усиление позиции налогового органа, более лучшая аргументация.

— отсутствие возможности отмены решения инспекции в суде по причине нарушения прав налогоплательщика на возможность представления возражений, пояснений на материалы проверки и участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика вышестоящий налоговый орган (Управление) восстанавливает нарушенные права, отменяя решение инспекции и вынося новое решение. В этом году уже были случаи, когда мы рассматривали материалы проверки с соблюдением прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, устраняли выявленные нарушения, и по результатам рассмотрения отменяли решение нижестоящего налогового органа и принимали по делу новое решение (в соответствии с п.2 ст.140 НК РФ).

— отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления. Часто налогоплательщик в жалобе настаивают на том, что бы его жалоба была рассмотрена при личном участии. Налоговый кодекс не обязывает нас рассматривать жалобу в присутствии налогоплательщика. Мы поясняем заявителю об отсутствии этой обязанности, в отдельных случаях допускается личное участие, если мы объективно видим необходимость.

Ведущий: От имени интернет -аудитории мы благодарим вас, Ольга Юрьевна, за то, что нашли время ответить на вопросы, которые на сегодняшний день очень актуальны. Мы получили развернутые ответы на каждый из вопросов.

Спасибо Ольга Юрьевна, удачного дня!