Предусмотрена ли законодательством обязанность работодателя по представлению в Пенсионный фонд документов для установления работнику льготной пенсии?

Действующее законодательство не возлагает на работодателей обязанности по представлению в ПФР документов работников. Гражданину необходимо самостоятельно подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства. Обращение за назначением пенсии возможно в любое время после возникновения соответствующего права.

Обоснование. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 6, 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ, ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб, граждане самостоятельно обращаются в Пенсионный фонд за назначением пенсии. Обращение осуществляется в любое время после возникновения права на такую пенсию без ограничения срока путем подачи соответствующего заявления лично либо через представителя.

Следует отметить, что представителем гражданина может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия (доверенность), в том числе представитель организации-работодателя.
Статьей 62 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказов о приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, периоде работы у данного работодателя и др.). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно.

Из приведенных законодательных норм следует, что работодатель содействует работнику, выдавая необходимые подтверждающие стаж и иные сведения документы, в том числе по запросу ПФР. Представлять интересы работника при оформлении пенсии организация-работодатель будет только в том случае, если это предусмотрено ее локальными нормативными актами.

Е.Л. Джабазян,
главный редактор журнала
«Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение»

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела