Электронная отчетность: когда штраф не страшен?

Электронная отчетность: когда штраф не страшен?
ФНС России активно внедряет новые технологии, взаимодействуя со своими подопечными через Интернет. Электронное общение значительно экономит время и упрощает процедуру обмена документами.

В отчетный период нужно быть уверенным в том, что отчет дойдет до контролирующих органов и будет принят. С помощью программы компания проходит все этапы сдачи отчетности автоматически. Нажатие кнопки «Отправить» позволяет передать подготовленный и зашифрованный отчет через Интернет в налоговую инспекцию. Спецоператор фиксирует дату и время сдачи отчетности. Он является третьей стороной, которая в спорных ситуациях подтвердит факт ее сдачи. Арбитражные суды встают на сторону компаний, если инспекция декларацию не получила, а у фирмы на руках есть уведомление оператора о ее своевременной отправке.

Налоговая не принимает отчет из-за ошибки

ФАС Поволжского округа*(1) рассматривал дело, в котором инспекторы по итогам камеральной проверки декларации оштрафовали компанию за опоздание со сдачей отчета. По их данным, декларация по НДС была отправлена 21 января. А электронный документ, отправленный фирмой 20 января, не соответствовал требованиям формата и не мог подтверждать своевременную сдачу налоговой декларации.

Компания не согласилась с решением инспекции и оспорила его. Ведь, по сведениям фирмы, декларация была отправлена в адрес налогового органа 20 января по ТКС. Однако файл не был принят к обработке в связи с тем, что не соответствовал требованиям представления отчетности в электронном виде. Ошибка состояла в том, что документ с данным идентификатором уже отсылался ранее. Компания получила протокол о том, что отчетность не принята к обработке, и 21 января повторно отправила файл по ТКС с другим идентификатором.

Тем не менее судьи признали решение инспекции неправомерным. Дело в том, что фирма свои обязательства по своевременной сдаче декларации выполнила. Это подтверждают квитанция, протокол входного контроля налогового органа от 20 января о получении указанной налоговой декларации в электронном виде по ТКС, а также письмо оператора. Кроме того, судьи отметили, что ошибка в указании идентификатора не свидетельствует о виновном бездействии компании.

В рамках рассмотрения другого спора*(2) судьи пришли к выводу, что технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения компанией обязанности по представлению отчетности.

Сбои в работе Интернета

Может случиться, что налоговая инспекция не получила отчетность из-за сбоев в работе интернет-провайдера. В данном случае привлечение фирмы к ответственности за несдачу отчетности также неправомерно. К такому выводу приходят арбитражные суды.

Так, ФАС Центрального округа*(3) отменил решение налоговой инспекции, которым была оштрафована компания, в связи с тем, что в день, когда фирма отправляла отчет (30 марта), у провайдера были технические неполадки. Причем перебой длился более суток. Поэтому декларацию инспекция получила, только когда соединение было восстановлено.

Сбой в работе интернет-провайдера в отчетный период был подтвержден письмами оператора связи в адрес руководителя ИФНС России и в адрес УФНС России по субъекту РФ. К письмам оператор приложил список всех организаций, отправивших налоговую отчетность 30 марта, но получивших подтверждение оператора связи 31 марта в связи с перебоями в работе провайдера. В их перечне была и организация, которую оштрафовали инспекторы.

В другом деле, рассматриваемом ФАС Поволжского округа*(4), налоговики также оштрафовали компанию за то, что декларация была представлена с опозданием. Однако судьи встали на сторону фирмы, указав, что, несмотря на перебои в работе интернет-связи, фирма сделала все возможное, чтобы сдать отчет в срок. Так, из-за проблем с интернет-соединением отчет не попал на сервер оператора ТКС и не был доставлен налоговой инспекции. Данный факт оператор подтвердил письмом за подписью генерального директора руководителю налогового органа.

Как проследить за движением отчета?

В течение двух часов после отправки отчетности фирме высылается подтверждение даты отправки. Декларация считается представленной. Если этого не произошло, то необходимо связаться со спецоператором.

Не позднее восьми часов после отправки будет доставлено извещение о получении документа, подписанное электронной подписью налогового органа.

Через 12 часов после отправки компания получит сообщение с квитанцией о приеме. Декларация принята. В противном случае в этот же срок налоговым органом может быть выслано уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Декларация считается непринятой, если получено уведомление об отказе.

Необходимо возобновить документооборот с самого начала. Если получена квитанция о приеме и декларация принята успешно, то не позднее следующего рабочего дня в программе формируется извещение о получении, подписывается электронной подписью и направляется в налоговый орган через спецоператора.

Примечание. Налоговый орган не позднее следующего рабочего дня за днем поступления отправляет извещение о вводе или уведомление об уточнении, которое должно быть доставлено в шестичасовой срок.

Примечание. Уведомление об уточнении содержит текст с указанием причин. Если не ясно, какие уточнения требуются, следует обратиться за разъяснениями в налоговый орган. Уточненная налоговая декларация, представленная на основании уведомления до истечения установленного срока, считается поданной в день ее представления.

Примечание. Следя за ответными сообщениями, компания будет уверена в движении отчета и в соблюдении ее прав. Если все названные документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.

С. Дзюин,
компания «Электронный Экспресс»

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2011 г.


*(1) пост. ФАС ПО от 04.05.2010 N А65-25097/2009
*(2) пост. ФАС ВСО от 18.08.2008 N А33-17605/2007-03АП-922/2008
*(3) пост. ФАС ЦО от 26.04.2010 N А08-8937/2009-16
*(4) пост. ФАС ПО от 18.03.2008 N А65-11811/2007