Организация закрыла 27.09.13 г. филиал в Москве, а 1.10.13 г. открыла обособленное подразделение в Московской области.

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Указанный в данном пункте удельный вес среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

В письме ФНС России от 16.12.05 г. N 02-4-12/93@ разъясняется, что при ликвидации обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие после ликвидации отчетные периоды и налог за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится.

Как указала налоговая служба, в случае, приведенном в письме при ликвидации одного из обособленных подразделений организации в феврале 2005 г., сумма исчисленного за I квартал авансового платежа распределяется для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов РФ по месту нахождения организации и ее действующих обособленных подразделений.

Если организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения.

Таким образом, как заключила ФНС России, для распределения налоговой базы между организацией и ее обособленными подразделениями исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета указанных показателей по ликвидированному обособленному подразделению.

Учитывая данный подход ФНС России по аналогии применительно к рассматриваемой ситуации, уплата авансовых платежей за последующий после закрытия филиала в г. Москве отчетный период и налог за 2013 г. по месту нахождения данного филиала не производятся. Для распределения налоговой базы между организацией и ее новым обособленным подразделением в Московской области исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета указанных показателей по ликвидированному филиалу в г. Москве.

Минфин России в письме от 4.10.05 г. N 03-03-04/1/245 разъяснил, что декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было ликвидировано.

При этом на основании пп. 1 и 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, необходимо определить налоговую базу по ликвидированному обособленному подразделению исходя из размера доли, определенной за последний отчетный период, когда оно действовало (полугодие).

Далее налоговую базу за отчетный период, когда состоялась ликвидация подразделения (9 календарных месяцев), необходимо уменьшить на размер уточненной налоговой базы по ликвидированному подразделению. Оставшуюся налоговую базу необходимо принять за 100% и распределить между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.

Изложенное применимо только при условии, что за последующие за ликвидацией обособленных подразделений отчетные периоды и за налоговый период в целом по организации налоговая база превышала ее размер за отчетный период до ликвидации обособленных подразделений. Однако в случаях, когда за последующие отчетные периоды и за налоговый период в целом по организации налоговая база снизилась по сравнению с ее размером за отчетный период до ликвидации обособленных подразделений или организацией получен убыток, необходимо учесть следующее.

Для этого организация сначала определяет налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором они действовали. Далее налоговая база организации за отчетный период, когда состоялась ликвидация подразделения, уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированному обособленному подразделению. Оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.

Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела