Участниками были поданы две котировочные заявки. Одна из них по техническим причинам не была прочитана заказчиком

В соответствии с ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подписывается всеми членами котировочной комиссии, а также самим государственным, муниципальным или иным заказчиком (далее — заказчик). Нормами Закона N 94-ФЗ не предусмотрена возможность отмены указанного протокола или внесения в него изменений. А по смыслу ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ заказчик обязан заключить контракт с победителем запроса котировок, указанным в протоколе, за исключением случаев, поименованных в ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, когда заказчик не только вправе, но и обязан отказаться от заключения контракта.

Вместе с тем в данной ситуации очевидно, что принятие котировочной комиссией по причине технического сбоя было принято в принципе неправильное решение и заключение контракта с участником, предложившем большую цену, будет противоречить смыслу указанных норм и целям Закона N 94-ФЗ, указанным ч. 1 ст. 1 этого Закона. Тем более что в случае, если контракт будет заключен с этим участником, действия заказчика могут быть обжалованы другим участником, предложившим меньшую цену.

К сожалению, Законом N 94-ФЗ не предусмотрены ни возможность, ни порядок исправления ошибок, допущенных в ходе проведения размещения заказа.

В связи с этим отметим, что соответствующее предписание антимонопольного органа, выданное заказчику в ходе исполнения данным органом контрольной функции в сфере размещения заказа может послужить основанием для отмены протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок (п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ, п. 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 N 379, п. 4 Обзора практики рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, с участием органов Федеральной антимонопольной службы; тема 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2011)).

Однако такие предписания выносятся при выявлении нарушений законодательства о госзакупках в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика (ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ). Обжаловать действия заказчика может любой участник размещения заказа в порядке и сроки, предусмотренные ст. 57 Закона N 94-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 30.12.2008 N Д05-6060).

То есть, если участник запроса котировок, заявка которого была неправомерно отклонена, обратится с жалобой в антимонопольный орган, по результатам ее рассмотрения с большой долей вероятности протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок будет отменен.

Кроме того, по нашему мнению, представляется допустимым ситуация, когда котировочная комиссия и заказчик, руководствуясь целями Закона N 94-ФЗ, примут меры, не предусмотренные напрямую данным Законом: отменят предыдущее решение и протокол рассмотрения котировочных заявок, оформят новый протокол, признав победителем участника, предложившего более низкую цену, и разместят такой протокол на официальном сайте.

В обоих случаях (и в случае обжалования действий заказчика, и в случае оформления нового протокола) существует риск привлечения должностных лиц заказчика и членов котировочной комиссии к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 7.30 и 7.31 КоАП РФ. Однако следует учитывать, что в соответствии с нормами ст. 1.5, ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности только при наличии вины. При этом КоАП РФ установлена презумпция невиновности, другими словами, вина в совершении административного правонарушения должна быть установлена и доказана. На наш взгляд, существует вероятность, что суд признает технические сбои при проведении запроса котировок (если их возникновение будет подтверждено) обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии вины указанных лиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела