Документооборот с банком осуществляется в электронном виде. Какие первичные документы необходимо прикладывать в этом случае к платежным поручениям?

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ). В силу п. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском< учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Таким образом, документ, составленный в электронной форме и подписанный электронной подписью, является равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

В случае если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (ч. 6 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Так, согласно ч. 6, 8 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п.п. 7, 10 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), копии на бумажных носителях необходимо формировать:

1) по письменному запросу других участников хозяйственных операций;
2) по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры;
3) если машинные носители, на которых хранятся электронные документы, изымаются в установленном порядке (сами копии включаются в документы бухгалтерского учета).

Помимо перечисленных случаев госучреждения не обязаны формировать копии электронных первичных (сводных) учетных документов, если в учетной политике учреждения не содержится требований о формировании копий таких документов в целях оптимизации учетных и организационных процедур внутри учреждения. Конкретный порядок создания, хранения и заверения подобных копий должен быть установлен локальным правовым актом госучреждения с соблюдением требований, установленных Законом N 402-ФЗ и Инструкцией N 157н.

Отметим, что Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, установлено, что на сотрудников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется только расчетная ведомость (форма N Т-51, утвержденная этим же постановлением), а расчетно-платежная и платежная ведомости не составляются. Однако статус этих Указаний на сегодняшний день не определен в связи с введением в действие Закона N 402-ФЗ.

Обратите внимание, что на официальном сайте Минфина России в рубрике «Нормативная и правовая информация» в подрубрике «Проекты нормативных правовых актов Минфина России» размещен текст проекта приказа о внесении изменений в Приказ N 173н с Приложениями NN 1-10. Этим документом предполагается утверждение в том числе первичных документов, применяемых при расчете и оплате труда: расчетно-платежной ведомости (форма 0504401), платежной ведомости (форма 0504403), карточки-справки (форма 0504417), ведомости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (форма 0504501). В описании формы документа «Расчетная ведомость (форма 0504402) указано, что на работников, получающих заработную плату с применением платежных карт, составляется только Расчетная ведомость (форма 0504402), а Расчетно-платежная ведомость (форма 0504401) и Платежная ведомость (форма 0504403) не составляются.

Учитывая, что порядок документооборота и формы документов для рассматриваемой ситуации законодательно не установлены, этот порядок и формы учреждение может определить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Например, к платежному документу на перечисление заработной платы на карты сотрудников в качестве первичного документа может быть приложен реестр (его копия), представляемый в банк.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Хранение в госучреждении электронных бухгалтерских документов и учетных регистров на машинных носителях;
— Энциклопедия решений. Хранение в госучреждении первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
— Энциклопедия решений. Использование в госучреждении копий первичных учетных документов;
— Энциклопедия решений. Учет при перечислении заработной платы на банковские карты сотрудников.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела